Горный, кроссовый, туристический - в чем разница?

горные велосипеды

Если Вы - велосипедист со стажем и без труда можете определить велосипед по ширине его покрышек или, на худой конец, геометрии, эта статья, пожалуй, не будет для Вас очень полезной. Однако, если выбор велосипеда Вам в новинку и Вас немного смущает их огромный ассортимент (на нашем сайте, к примеру, представлено более 15 различных типов и более двух тысяч моделей), то Вы попали на нужную страницу.

Сразу оговоримся, что в этом материале не будут рассматриваться узкоспециализированные варианты вроде спортивных шоссейников или прыжковых ВМХ (однако это не значит, что им не будет уделено должное внимание в других статьях). Здесь же мы сосредоточимся на трех типах велосипедов, которые в глазах неопытного велолюбителя могут выглядеть подозрительно схоже. Речь пойдет о горных, кроссовых и туристических велосипедах, визуально похожих между собой, однако предназначенных для совершенно различных целей.

Назначение

Прежде, чем переходить к нюансам и тонким материям, составляющим разницу между этими двухколесными средствами передвижения, определимся с их назначением, ведь именно этот параметр по праву можно считать самым главным при выборе.

Тип велосипедаНазначение
Горный Активное катание по сильно пересеченной местности, начиная от незначительных неровностей, заканчивая самыми настоящими горными склонами (возможности зависят от модели и ее комплектации)
Кроссовый Скоростное катание по ровным дорогам и дорогам со средним качеством покрытия. С пересеченной местностью такой велосипед справляется, однако возможностей у него в этом отношении меньше чем у горного.
Туристический Комфортное преодоление больших дистанций по сравнительно ровным дорогам с возможностью транспортировки вещей.
кроссовые велосипеды

Впрочем, не спешите делать поспешные выводы - в таблице представлены данные скорее общего, базового характера. Тот факт, что горный велосипед предназначен для катания по сильно пересеченной местности, совершенно не говорит о том, что Вы не сможете кататься на нем по городу. Вы сможете!

Но при этом придется учитывать некоторые нюансы вроде чуть большего веса, однако более качественной амортизации, большей выносливости; чуть более сложного набора скорости и ее сохранения и так далее. Горные велосипеды - настоящие короли бездорожья, однако и для ровных дорог они, конечно, вполне подходят. К слову, хорошему горному велосипеду и прыжки через бордюры не страшны.

Если же сравнивать его с кроссовым, последний будет быстрее и чуть проворнее, однако со сложными рельефами и серьезными препятствиями будет справляться все же хуже. Причины этому будут более подробно описаны чуть позже.

В принципе, даже на этом этапе можно определить, подходит ли тот или иной тип для Ваших нужд, однако, если Вы хотите разобраться в нюансах, нижеследующая информация написана специально для Вас.

Рама

Горный велосипедКроссовый велосипедТуристический велосипед
Преимущественно алюминиевая, часто стальная.
На моделях премиум-класса встречается карбоновая.
Женские модели выделяются, однако по геометрии не очень значительно отличаются от мужских.
В 95% случаев рама выполнена из алюминия, по геометрии ближе к горному велосипеду, однако имеет черты шоссейного.
Женские модели, как правило, не выделяются. Модели унисекс не очень значительно отличаются от мужских.
Преимущественно алюминиевая, реже - стальная, по геометрии ближе к шоссейному велосипеду.
Геометрия женских моделей существенно отличается от мужских (рама максимально опущена). Модели унисекс не очень значительно отличаются от мужских.

Для кроссовых и туристических велосипедов принципиальное значение имеет их вес, поскольку в первом случае от него будет зависеть набор скорости велосипедом, а во втором - комфорт во время длительных перемещений (в случае наличия более-менее увесистого багажа вес велосипеда имеет значение, поскольку определяет количество усилий, необходимых для передвижения). Именно поэтому при производстве велосипедов этого типа в большинстве случаев используется более легкий алюминий.

Что же касается горных велосипедов, - их основная задача - быть надежными и выносливыми. Именно поэтому рама, как правило, имеет чуть больший вес и часто выполняется из высокопрочной стали, которая к тому же способствует погашению вибрации.

Амортизация

Тип велосипедаГорныйКроссовый Туристический
Вид амортизации как хардтейл, так и двухподвес хардтейл, очень редко без амортизации хардтейл, реже - без амортизации

Прежде, чем вдаваться в тонкости, разберемся в главном: разнице между хардтейлом и двухподвесом. В первом случае велосипед будет оснащаться только амортизационной вилкой (спереди), во втором амортизация будет двухсторонней (и спереди, и сзади) - это прибавит велосипеду веса, но увеличит комфорт его использования в условиях сложного рельефа.

Тип велосипедаГорныйКроссовыйТуристический
Ход вилки до 200 мм до 100 мм до 100 мм

Под ходом вилки следует понимать непосредственно ее амортизационную способность.

Для горных велосипедов этот параметр принципиально важен, чем и обусловлен такой большой ход вилки (в случае с двухподвесом амортизация и вовсе максимальна).

Для кроссовых велосипедов этот параметр так же важен, однако их назначение - это катание по ровным дорогам и рельефам средней сложности. Именно поэтому ход вилки в их случае меньший - до 100 мм.

Задача туристического велосипеда - комфортное преодоление больших дистанций по преимущественно ровным дорогам. Впрочем, это не значит, что в условиях пересеченной местности велосипед просто встанет или тут же начнет ломаться. Чаще всего они так же оснащаются амортизационными вилками с ходом до 100 мм, однако среди туристических моделей нередко можно встретить и варианты с жесткими вилками, которые, конечно, лучше использовать для катания по ровным покрытиям, избегая неровностей.

Колеса

Тип велосипедаГорныйКроссовыйТуристический
Диаметр 26; 27,5; 29 28 26; 28
Покрышка Широкая, с мощным протектором для лучшего сцепления с землей, большей амортизации и устойчивости велосипеда Чаще всего более узкая, со средним протектором Зачастую имеет наименьшую ширину и наименее выраженные протекторы, но не гладкая (в отличие от типичной шоссейной)
туристические велосипеды

В этом отношении все довольно очевидно, однако, дабы не упустить ни одной детали, все же рассмотрим этот вопрос более подробно. Чем большим будет диаметр колеса и шире покрышка (которая в свою очередь, конечно, зависит от обода), тем большей устойчивостью и лучшим сцеплением с поверхностью будет обладать велосипед, однако чем меньшей будет ширина, тем лучше будет велосипед разгоняться и тем большей будет его маневренность.

То же самое касается и рельефа протекторов: для горных велосипедов наиболее принципиально хорошее сцепление с поверхностью, поэтому именно они оснащаются покрышками с наиболее выраженным протектором. В случае кроссовых и туристических велосипедов в приоритете скорее скорость и маневренность - поэтому обода и покрышки более узкие, а протектор менее выражен, ведь условия эксплуатации велосипедов в этом случае менее сложные.


Дополнительная комплектация

Еще одной отличительной чертой между горными, кроссовыми и туристическими велосипедами является их дополнительная комплектация. В случае последних она довольно существенна и имеет довольно большое значение, в то время как в случае горных и кроссовых моделей отсутствует вовсе.

Если говорить конкретно, почти все туристические велосипеды оборудованы крыльями, предохраняющими велосипедиста и тормозную систему (в случае ободного ее типа) от водяных брызг и налипания грязи во время катания в непогоду. Так же, сложно назвать редкой комплектацию туристических велосипедов багажниками, что объясняется их непосредственным назначением. Наличие этой дополнительной опции избавляет велосипедиста от необходимости везти весь багаж в рюкзаке за плечами, что немаловажно в случае длительных путешествий.


Подходит ли выбранный тип именно Вам

Горный Да, если в планах не только неспешное катание по ровным городским дорогам, но и активное преодоления бездорожья и всяческих препятствий большей или меньшей степени выраженности. Если Вы любите экстремальные виды спорта и любите бросать вызов самому себе, хороший горный велосипед станет для Вас идеальным вариантом.
Кроссовый Да, если Вы любите скорость и не против время от времени сворачивать с городского асфальта на менее ровные дороги. У Вас нет потребности в прыжках и преодолении серьезного бездорожья, но качественная амортизация и комфорт во время катания для Вас очень важны.
Туристический Да, если Ваша цель - велопутешествия на длинные дистанции и Вам необходим велосипед, отлично справляющийся с подъемами и спусками, способный развивать большую скорость и подходящий для перевоза не очень объемного багажа. Если Вы планируете кататься очень много, но преимущественно по ровным дорогам, лучшим вариантом будет именно туристический велосипед.

Возврат к списку